Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

"И "неясное и неразрешимое впечатление" Раскольников как будто улавливает эту холодность, недоступность города."

Любая локация романа замкнута, хотя мы можем выйти и пойти по проспектам дальше и дальше, но все же места где проходит Раскольников напоминают клетки, а весь Петербург Раскольникова - тюрьма, камеры которой соединены омерзительными переулками. Сенная площадь находится в замкнутом пространстве, взгляд ходит по кругу, упирается в здания, от сюда нет выхода. Наблюдая на набережные канавы с Кокушкина моста мы тоже упираемся взглядом в здания, все напоминает клетку, из-которой некуда идти, есть несколько переулков на которые можно свернуть, например столярный переулок. Не смотря на красоту его зданий, в подвалах стоят кабаки и распивочные, пьяны от туда так и валят, справляют нужду прямо на улице, запах стоит невыносимый, особенно учитывая факт того, что сейчас лето. раскольников предпочитает игнорировать все эти факты, а может и попросту не характеризует их, но он чувствует, что эта обстановка влияет на него. 

"Если б у нас были науки, то медики, юристы, философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности."

Петербург город полусумасшедшего, здесь все немного не в себе. Живя в городе, где улицы похожи на клетки, а камень, окаймляющий берега Невы и других рек, настолько массивен и тяжел, что высасывает всю энергию из человеческой души, меняет человеческий взгляд на жизнь. Более того, климат города, невыносим. Высокая влажность, вместе с палящим солнцем и жаром от раскалённого камня, отвратительный запах с Сенной площади, от которого пытаешься убежать и самое лучшее место где можно спрятаться, коленно-тошнильный переулок, в котором через каждый шаг встречаешь пьяную до чертиков развратницу, предлагающую свои мерзкие услуги в еще более душном и влажном подвале. Это рушит психику, нормального человека. Жар выводит человека, вводит его в состояние бреда, а безысходность, выбор между воняющей площадью и еще более воняющим переулком с проститутками окончательно делают человека сумасшедшим. При всем этом стоит упомянуть и про нужду денег, которые нужно заработать в столь омерзительных  и даже практически невыносимых условиях. Все эти факторы меняют разум человека живущего в городе Петра, такой разум уже не способен жить обыкновенной жизнью, он будет выживать и пытаться найти в этом выживание удовольствие, радость, а эта радость может быть разной... Может радость теперь человеку доставит разврат, а может грабеж или убийство. В этом городе, на Сенной, все становится иным, нормальность и адекватность рушится, все, что противозаконно теряет свою противозаконность. Более того, для Достоевского Петербург- город страшный, он считает Петра злом во плоти, и он как бы смеётся, издевается над героями романами. Они находятся в безбожной клоаке, в которой грех на каждом шагу, нет ни одной церкви рядом, а если и есть, то там не лучше, но стоя на берегу канавы, имея позади себя дом старухи процентщицы, мы видим крест, он врезается в наш взгляд, он нас давит. 

"Уныло и грязно смотрелись ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями. Холод и сырость прохватывали все его тело." 

Дневной жар сменился на ночную морозность. На стенах красивых домов видны следы закоптелого навоза, который превратили их в отвратительные и тусклые стены, которые смотрятся отвратительно и мерзко. Одновременно с тем, краска остается яркой, к сожалению без слез на эти домики не взглянешь так как даже они покосились от этого ужаса. Холод же напоминает о себе, город становится еще ужаснее, во мраке, виднеются те же дома, что и днем, все также напоминает клетку, но теперь, все еще мрачнее и ужаснее, теперь эти переулки не просто омерзительны, теперь они жуткие. Чувство, что из любого угла вот-вот выйдет маньяк с топором и размозжит обухом Вам голову не покидает ни на секунду.

Образ Петербурга у Достоевского страшный и мерзкий, после прочтения романа однозначно появляется ненависть и омерзение к городу, появляется чувство креста на спине, того бреда, что испытывал Раскольников. А по вечерам чувствуешь себя Мармеладов, хотя ты и абсолютно трезв, этот город после "Преступления и наказания" воспринимается иначе. Достоевский не любит Петербург и это видно. Он считает этот город большой тюрьмой, на болоте. А потопы, что случаются здесь всегда - это кара божья и единственный кто сможет ее пережить - Медный всадник. 

Comments

Popular Posts